Мария Анатольевна Позднякова занимается тренерской работой в клубе детского скалолазания O’Skal более двух лет. Специализируется на проведении занятий в группах дошкольного возраста, также ведет занятия в группах детей от 7 до 10 лет.
- Вы ведете занятия в группах у детей младшего возраста. Есть какая-то причина, по которой вы начали преподавать именно у малышей?
- В основном это случилось потому, что у меня был большой опыт работы именно с маленькими детьми. До того, как я стала тренером по скалолазанию, я окончила психолого-педагогический колледж, около года работала с детьми из начальных классов в школе, была вожатой в лагере. Это помогло мне в самом начале найти общий язык с малышами, разработать свою методику занятий. Сейчас я работаю в клубе O’Skal уже более двух лет.
Мне очень нравится скалолазание, поэтому мне легко увлечь детей, показать им, чем замечателен этот спорт. И им самим нравится лазать. Где еще, кроме как на скалодроме, это можно сделать без риска для жизни? Многие родители приходят и говорят: хорошо, что есть скалолазание, потому что очень страшно снимать детей с деревьев, а тут все безопасно.
- Расскажите, как проходят занятия у малышей?
- Занятия с дошколятами длятся час. Очень важно постоянно следить за дисциплиной – нужно с самого начала навести порядок в группе, иначе потом будет очень сложно проводить тренировку. Еще важно не забывать о том, что нельзя слишком многого требовать от малышей. Мы занимаемся дозированно – постоянно меняем упражнения, играем в разные игры, чтобы детям все это не надоело и у них не пропало желание заниматься.
Первые полчаса мы проводим разминку. Она у нас проходит в игровой форме, потому что малыши еще не понимают, для чего мы это делаем и зачем им себя заставлять. Мы берем обычные, знакомые детям игры, и делаем из них упражнение. Например, мы не просто делаем выпрыгивание наверх из упора сидя, а играем в «съедобное и несъедобное»: называем предметы, и если они несъедобные, то дети прыгают, а если съедобные, то сидят. Есть еще одна игра – «светофор»: на стенах развешаны разноцветные зацепки, и детям нужно найти зацепку определенного цвета, схватить ее и удержаться, поставив ножки на другие зацепки.
Потом мы лезем по трассам. Лазание длится недолго, потому что это еще непривычное для пальцев малышей занятие. Детям нужно время, чтобы познакомиться с каждым из видов зацепок, понять, как держаться, попробовать различные хваты – активные, пассивные, щипочками. Постепенно длительность тренировки на стене увеличивается.
- Расскажите, исходя из вашего опыта, почему детям стоит заниматься скалолазанием в таком раннем возрасте?
- В этом возрасте у детей много сил и энергии, но они пока еще недостаточно выносливы. Скалолазание помогает увеличить выносливость, укрепляя все группы мышц. Это занятие одновременно безопасно, полезно и интересно детям.
Благодаря скалолазанию дети учатся ставить цели, понимают, что для их достижения нужно приложить усилия, побороть себя, постепенно, от зацепа к зацепу двигаясь вперед. Они преодолевают сложности, проходят эти маршруты, а потом очень радуются.
Я до сих пор удивляюсь, как быстро малыши растут и становятся ответственными. Вот они начали лезть, начали правильно переставлять ножки, начали понимать, как надо обращаться с веревкой, понимать, как надо страховать друг друга… Все это происходит очень быстро. Меня поражает то, что они такие сильные, не обремененные еще страхами и заботами. Они очень открытые, и впитывают знания, как губки.
Еще скалолазание помогает избавиться от страха высоты, но если заниматься скалолазанием не с детства, то этот страх никуда не уйдет. Взрослые люди уже не могут так легко перестроиться. Я не занималась этим спортом в детстве, и у меня страх остался: мне каждый раз надо перебарывать себя, когда я лазаю с веревкой, специально срываться, чтобы знать, что меня поймают. А у малышей нет этих ограничений.
Хотя есть и исключения. Среди моих учеников есть одна девочка, которая никак не может побороть страх высоты. Она начинает плакать еще до того, как мы отправляемся лазать на стену. Но при этом у нее отличная техника лазания, у нее все прекрасно получается, и ей очень нравится у нас на тренировках. Страх высоты – ее единственная проблема. Мы с ней нашли компромисс – она лазает по стене внизу, до какого-то определенного уровня, и получает удовольствие от занятий. Сейчас я ищу способы помочь ей справиться со страхом, аккуратно, чтобы ее не пугать. Нельзя жестко прицепить ее и заставить лезть до конца – это может ее только травмировать. Малышей нужно приучать к стене, к подъему постепенно. Надо дать ей время, и, я думаю, мы с ней в будущем со всем справимся.
После разминки мы организованно идем надевать скалолазное снаряжение, берем мешочки с магнезией. Лазание мы начинаем с короткой скалолазной разминки: дети лезут не наверх, а двигаются в сторону (это называется «траверс») и учатся правильно переносить вес тела и ставить ножки.
- Вы ведете занятия в группах у детей младшего возраста. Есть какая-то причина, по которой вы начали преподавать именно у малышей?
- В основном это случилось потому, что у меня был большой опыт работы именно с маленькими детьми. До того, как я стала тренером по скалолазанию, я окончила психолого-педагогический колледж, около года работала с детьми из начальных классов в школе, была вожатой в лагере. Это помогло мне в самом начале найти общий язык с малышами, разработать свою методику занятий. Сейчас я работаю в клубе O’Skal уже более двух лет.
Мне очень нравится скалолазание, поэтому мне легко увлечь детей, показать им, чем замечателен этот спорт. И им самим нравится лазать. Где еще, кроме как на скалодроме, это можно сделать без риска для жизни? Многие родители приходят и говорят: хорошо, что есть скалолазание, потому что очень страшно снимать детей с деревьев, а тут все безопасно.
- Расскажите, как проходят занятия у малышей?
- Занятия с дошколятами длятся час. Очень важно постоянно следить за дисциплиной – нужно с самого начала навести порядок в группе, иначе потом будет очень сложно проводить тренировку. Еще важно не забывать о том, что нельзя слишком многого требовать от малышей. Мы занимаемся дозированно – постоянно меняем упражнения, играем в разные игры, чтобы детям все это не надоело и у них не пропало желание заниматься.
Первые полчаса мы проводим разминку. Она у нас проходит в игровой форме, потому что малыши еще не понимают, для чего мы это делаем и зачем им себя заставлять. Мы берем обычные, знакомые детям игры, и делаем из них упражнение. Например, мы не просто делаем выпрыгивание наверх из упора сидя, а играем в «съедобное и несъедобное»: называем предметы, и если они несъедобные, то дети прыгают, а если съедобные, то сидят. Есть еще одна игра – «светофор»: на стенах развешаны разноцветные зацепки, и детям нужно найти зацепку определенного цвета, схватить ее и удержаться, поставив ножки на другие зацепки.
Потом мы лезем по трассам. Лазание длится недолго, потому что это еще непривычное для пальцев малышей занятие. Детям нужно время, чтобы познакомиться с каждым из видов зацепок, понять, как держаться, попробовать различные хваты – активные, пассивные, щипочками. Постепенно длительность тренировки на стене увеличивается.
- Расскажите, исходя из вашего опыта, почему детям стоит заниматься скалолазанием в таком раннем возрасте?
- В этом возрасте у детей много сил и энергии, но они пока еще недостаточно выносливы. Скалолазание помогает увеличить выносливость, укрепляя все группы мышц. Это занятие одновременно безопасно, полезно и интересно детям.
Благодаря скалолазанию дети учатся ставить цели, понимают, что для их достижения нужно приложить усилия, побороть себя, постепенно, от зацепа к зацепу двигаясь вперед. Они преодолевают сложности, проходят эти маршруты, а потом очень радуются.
Я до сих пор удивляюсь, как быстро малыши растут и становятся ответственными. Вот они начали лезть, начали правильно переставлять ножки, начали понимать, как надо обращаться с веревкой, понимать, как надо страховать друг друга… Все это происходит очень быстро. Меня поражает то, что они такие сильные, не обремененные еще страхами и заботами. Они очень открытые, и впитывают знания, как губки.
Еще скалолазание помогает избавиться от страха высоты, но если заниматься скалолазанием не с детства, то этот страх никуда не уйдет. Взрослые люди уже не могут так легко перестроиться. Я не занималась этим спортом в детстве, и у меня страх остался: мне каждый раз надо перебарывать себя, когда я лазаю с веревкой, специально срываться, чтобы знать, что меня поймают. А у малышей нет этих ограничений.
Хотя есть и исключения. Среди моих учеников есть одна девочка, которая никак не может побороть страх высоты. Она начинает плакать еще до того, как мы отправляемся лазать на стену. Но при этом у нее отличная техника лазания, у нее все прекрасно получается, и ей очень нравится у нас на тренировках. Страх высоты – ее единственная проблема. Мы с ней нашли компромисс – она лазает по стене внизу, до какого-то определенного уровня, и получает удовольствие от занятий. Сейчас я ищу способы помочь ей справиться со страхом, аккуратно, чтобы ее не пугать. Нельзя жестко прицепить ее и заставить лезть до конца – это может ее только травмировать. Малышей нужно приучать к стене, к подъему постепенно. Надо дать ей время, и, я думаю, мы с ней в будущем со всем справимся.
После разминки мы организованно идем надевать скалолазное снаряжение, берем мешочки с магнезией. Лазание мы начинаем с короткой скалолазной разминки: дети лезут не наверх, а двигаются в сторону (это называется «траверс») и учатся правильно переносить вес тела и ставить ножки.
- У вас есть ученики, прогрессом которых вы особенно гордитесь?
- Да, конечно. Я занимаюсь индивидуально с одним ребенком с аутизмом, он ходит на занятия два раза в неделю. Этому мальчику сейчас 6 лет. И если в начале наших тренировок он не мог даже залезть по гимнастической стенке, то теперь он лазает на высоту 12 метров.
- Как получилось этого достичь?
- Первое время с ним очень сложно было заниматься. Вся тренировка длилась 15-20 минут, а не час, как с другими детьми: ребенок отвлекался, он кричал, и мы не могли продолжать.
Мне нужно было увлечь его, заинтересовать скалолазанием, но это было не так легко сделать, как с другими детьми – мало было придумать какую-то историю или поиграть с ним в разные игры. Я нашла другой подход: ему нравилось, когда я наглядно ему показывала, как можно забраться по лесенке, удержаться на зацепке.
У нас с ним немного другая разминка, не такая, как в группах. Когда мальчик приходит, мы практически сразу начинаем с упражнений на гимнастической стенке: траверс, забираемся наверх и спускаемся вниз. Даже приседаем с помощью стенки. Ему раньше не удавалось даже приседать, не держась ни за что руками – он сразу падал.
Прошел год, и сейчас ребенок уже привык ко мне, и наши с ним тренировки уже никак не отличаются от тренировок с другими детьми. Теперь наши занятия длятся уже целый час – это и разминка, и траверс, и трассы. Он увеличил количество трасс: мы начинали с одной стенки, потом с одной трассы за тренировку, и то он не мог пролезть ее до конца. Теперь у него полноценные тренировки – он пролазит 6 трасс за занятие. И у всех трасс разная сложность, на каждой из них разные зацепки, каждая длиной 11-12 метров. Я думаю, что в следующем году мы уже будем работать по маршрутам, где нужно не просто залезть и спуститься.
- В каких случаях детям стоит заниматься с тренерами индивидуально, а не в составе группы?
- Лично я считаю, что малышам нужны в первую очередь групповые занятия, потому что им интереснее вместе. Они друг за другом подсматривают на занятиях, общаются, могут посоперничать: «Я умею так», «А я умею так». В детстве вместе веселее.
Индивидуальные занятия – инструмент, полезный для начинающих, чтобы нагнать остальную группу. Когда дети занимаются в группе, тренер не может уделять внимание только кому-то одному. А благодаря индивидуальным тренировкам во время первых занятий ребенок не будет чувствовать себя слабым, не будет мучиться оттого, что он что-то не знает. Достаточно просто несколько занятий индивидуально поработать с ним, чтобы он понял, что от него требуется. И потом можно сразу приступать к тренировкам в группе.
- На индивидуальных занятиях тоже есть программа тренировки, или она адаптируется под человека?
- Все занятия идут по одной программе. Индивидуальные тренировки так же, как и групповые, состоят из нескольких частей. Сначала идет разминка – она включает в себя отжимания, подтягивания и остальной комплекс упражнений для ОФП (общей физической подготовки). Потом ребенок лазает трассы, а в конце тренировки проводится заминка – в нее обычно входит растяжка или упражнения для СФП (специальной физической подготовки).
- Как часто малышам надо ходить на занятия, чтобы был прогресс?
- Дошколятам достаточно заниматься два раза в неделю. Потом, в начальной школе, число занятий лучше увеличить до 4-х в неделю.
- Мария Анатольевна, скажите, были ли на ваших занятиях дети, которым в итоге не понравилось заниматься скалолазанием?
- У меня таких не было. Даже если у них не всё получается, им всё равно нравится. Может быть, из-за атмосферы – у меня детки маленькие, все вместе играют в игры, лазают, всем весело. Можно и поиграть, и позаниматься, и пообщаться. Летом я разрешаю брать на занятия игрушки: мы их усаживаем вместе в сторонке, и они не мешают детям заниматься, и при этом помогают малышам настроиться.
Все мои дети дружат между собой, они ждут начала каждой тренировки. Они радуются, когда у них получается выполнить сложное упражнение, пролезть трудную трассу – сделать то, что раньше не удавалось. И я радуюсь вместе с ними.
- Да, конечно. Я занимаюсь индивидуально с одним ребенком с аутизмом, он ходит на занятия два раза в неделю. Этому мальчику сейчас 6 лет. И если в начале наших тренировок он не мог даже залезть по гимнастической стенке, то теперь он лазает на высоту 12 метров.
- Как получилось этого достичь?
- Первое время с ним очень сложно было заниматься. Вся тренировка длилась 15-20 минут, а не час, как с другими детьми: ребенок отвлекался, он кричал, и мы не могли продолжать.
Мне нужно было увлечь его, заинтересовать скалолазанием, но это было не так легко сделать, как с другими детьми – мало было придумать какую-то историю или поиграть с ним в разные игры. Я нашла другой подход: ему нравилось, когда я наглядно ему показывала, как можно забраться по лесенке, удержаться на зацепке.
У нас с ним немного другая разминка, не такая, как в группах. Когда мальчик приходит, мы практически сразу начинаем с упражнений на гимнастической стенке: траверс, забираемся наверх и спускаемся вниз. Даже приседаем с помощью стенки. Ему раньше не удавалось даже приседать, не держась ни за что руками – он сразу падал.
Прошел год, и сейчас ребенок уже привык ко мне, и наши с ним тренировки уже никак не отличаются от тренировок с другими детьми. Теперь наши занятия длятся уже целый час – это и разминка, и траверс, и трассы. Он увеличил количество трасс: мы начинали с одной стенки, потом с одной трассы за тренировку, и то он не мог пролезть ее до конца. Теперь у него полноценные тренировки – он пролазит 6 трасс за занятие. И у всех трасс разная сложность, на каждой из них разные зацепки, каждая длиной 11-12 метров. Я думаю, что в следующем году мы уже будем работать по маршрутам, где нужно не просто залезть и спуститься.
- В каких случаях детям стоит заниматься с тренерами индивидуально, а не в составе группы?
- Лично я считаю, что малышам нужны в первую очередь групповые занятия, потому что им интереснее вместе. Они друг за другом подсматривают на занятиях, общаются, могут посоперничать: «Я умею так», «А я умею так». В детстве вместе веселее.
Индивидуальные занятия – инструмент, полезный для начинающих, чтобы нагнать остальную группу. Когда дети занимаются в группе, тренер не может уделять внимание только кому-то одному. А благодаря индивидуальным тренировкам во время первых занятий ребенок не будет чувствовать себя слабым, не будет мучиться оттого, что он что-то не знает. Достаточно просто несколько занятий индивидуально поработать с ним, чтобы он понял, что от него требуется. И потом можно сразу приступать к тренировкам в группе.
- На индивидуальных занятиях тоже есть программа тренировки, или она адаптируется под человека?
- Все занятия идут по одной программе. Индивидуальные тренировки так же, как и групповые, состоят из нескольких частей. Сначала идет разминка – она включает в себя отжимания, подтягивания и остальной комплекс упражнений для ОФП (общей физической подготовки). Потом ребенок лазает трассы, а в конце тренировки проводится заминка – в нее обычно входит растяжка или упражнения для СФП (специальной физической подготовки).
- Как часто малышам надо ходить на занятия, чтобы был прогресс?
- Дошколятам достаточно заниматься два раза в неделю. Потом, в начальной школе, число занятий лучше увеличить до 4-х в неделю.
- Мария Анатольевна, скажите, были ли на ваших занятиях дети, которым в итоге не понравилось заниматься скалолазанием?
- У меня таких не было. Даже если у них не всё получается, им всё равно нравится. Может быть, из-за атмосферы – у меня детки маленькие, все вместе играют в игры, лазают, всем весело. Можно и поиграть, и позаниматься, и пообщаться. Летом я разрешаю брать на занятия игрушки: мы их усаживаем вместе в сторонке, и они не мешают детям заниматься, и при этом помогают малышам настроиться.
Все мои дети дружат между собой, они ждут начала каждой тренировки. Они радуются, когда у них получается выполнить сложное упражнение, пролезть трудную трассу – сделать то, что раньше не удавалось. И я радуюсь вместе с ними.