Назад к новостям

Мария Позднякова: «Мне нравится скалолазание, поэтому я могу легко увлечь им детей»


  • Дата

    01.02.2017

Подробнее

Мария Анатольевна Позднякова занимается тренерской работой в клубе детского скалолазания O’Skal более двух лет. Специализируется на проведении занятий в группах дошкольного возраста, также ведет занятия в группах детей от 7 до 10 лет.

- Вы ведете занятия в группах у детей младшего возраста. Есть какая-то причина, по которой вы начали преподавать именно у малышей?

- В основном это случилось потому, что у меня был большой опыт работы именно с маленькими детьми. До того, как я стала тренером по скалолазанию, я окончила психолого-педагогический колледж, около года работала с детьми из начальных классов в школе, была вожатой в лагере. Это помогло мне в самом начале найти общий язык с малышами, разработать свою методику занятий. Сейчас я работаю в клубе O’Skal уже более двух лет.

Мне очень нравится скалолазание, поэтому мне легко увлечь детей, показать им, чем замечателен этот спорт. И им самим нравится лазать. Где еще, кроме как на скалодроме, это можно сделать без риска для жизни? Многие родители приходят и говорят: хорошо, что есть скалолазание, потому что очень страшно снимать детей с деревьев, а тут все безопасно.

- Расскажите, как проходят занятия у малышей?

- Занятия с дошколятами длятся час. Очень важно постоянно следить за дисциплиной – нужно с самого начала навести порядок в группе, иначе потом будет очень сложно проводить тренировку. Еще важно не забывать о том, что нельзя слишком многого требовать от малышей. Мы занимаемся дозированно – постоянно меняем упражнения, играем в разные игры, чтобы детям все это не надоело и у них не пропало желание заниматься.

Первые полчаса мы проводим разминку. Она у нас проходит в игровой форме, потому что малыши еще не понимают, для чего мы это делаем и зачем им себя заставлять. Мы берем обычные, знакомые детям игры, и делаем из них упражнение. Например, мы не просто делаем выпрыгивание наверх из упора сидя, а играем в «съедобное и несъедобное»: называем предметы, и если они несъедобные, то дети прыгают, а если съедобные, то сидят. Есть еще одна игра – «светофор»: на стенах развешаны разноцветные зацепки, и детям нужно найти зацепку определенного цвета, схватить ее и удержаться, поставив ножки на другие зацепки.

Потом мы лезем по трассам. Лазание длится недолго, потому что это еще непривычное для пальцев малышей занятие. Детям нужно время, чтобы познакомиться с каждым из видов зацепок, понять, как держаться, попробовать различные хваты – активные, пассивные, щипочками. Постепенно длительность тренировки на стене увеличивается.

- Расскажите, исходя из вашего опыта, почему детям стоит заниматься скалолазанием в таком раннем возрасте? 

- В этом возрасте у детей много сил и энергии, но они пока еще недостаточно выносливы. Скалолазание помогает увеличить выносливость, укрепляя все группы мышц. Это занятие одновременно безопасно, полезно и интересно детям. 
Благодаря скалолазанию дети учатся ставить цели, понимают, что для их достижения нужно приложить усилия, побороть себя, постепенно, от зацепа к зацепу двигаясь вперед. Они преодолевают сложности, проходят эти маршруты, а потом очень радуются.

Я до сих пор удивляюсь, как быстро малыши растут и становятся ответственными. Вот они начали лезть, начали правильно переставлять ножки, начали понимать, как надо обращаться с веревкой, понимать, как надо страховать друг друга… Все это происходит очень быстро. Меня поражает то, что они такие сильные, не обремененные еще страхами и заботами. Они очень открытые, и впитывают знания, как губки. 

Еще скалолазание помогает избавиться от страха высоты, но если заниматься скалолазанием не с детства, то этот страх никуда не уйдет. Взрослые люди уже не могут так легко перестроиться. Я не занималась этим спортом в детстве, и у меня страх остался: мне каждый раз надо перебарывать себя, когда я лазаю с веревкой, специально срываться, чтобы знать, что меня поймают. А у малышей нет этих ограничений.

Хотя есть и исключения. Среди моих учеников есть одна девочка, которая никак не может побороть страх высоты. Она начинает плакать еще до того, как мы отправляемся лазать на стену. Но при этом у нее отличная техника лазания, у нее все прекрасно получается, и ей очень нравится у нас на тренировках. Страх высоты – ее единственная проблема. Мы с ней нашли компромисс – она лазает по стене внизу, до какого-то определенного уровня, и получает удовольствие от занятий. Сейчас я ищу способы помочь ей справиться со страхом, аккуратно, чтобы ее не пугать. Нельзя жестко прицепить ее и заставить лезть до конца – это может ее только травмировать. Малышей нужно приучать к стене, к подъему постепенно. Надо дать ей время, и, я думаю, мы с ней в будущем со всем справимся. 
После разминки мы организованно идем надевать скалолазное снаряжение, берем мешочки с магнезией. Лазание мы начинаем с короткой скалолазной разминки: дети лезут не наверх, а двигаются в сторону (это называется «траверс») и учатся правильно переносить вес тела и ставить ножки.

- У вас есть ученики, прогрессом которых вы особенно гордитесь?

- Да, конечно. Я занимаюсь индивидуально с одним ребенком с аутизмом, он ходит на занятия два раза в неделю. Этому мальчику сейчас 6 лет. И если в начале наших тренировок он не мог даже залезть по гимнастической стенке, то теперь он лазает на высоту 12 метров.

- Как получилось этого достичь?

- Первое время с ним очень сложно было заниматься. Вся тренировка длилась 15-20 минут, а не час, как с другими детьми: ребенок отвлекался, он кричал, и мы не могли продолжать.

Мне нужно было увлечь его, заинтересовать скалолазанием, но это было не так легко сделать, как с другими детьми – мало было придумать какую-то историю или поиграть с ним в разные игры. Я нашла другой подход: ему нравилось, когда я наглядно ему показывала, как можно забраться по лесенке, удержаться на зацепке.
У нас с ним немного другая разминка, не такая, как в группах. Когда мальчик приходит, мы практически сразу начинаем с упражнений на гимнастической стенке: траверс, забираемся наверх и спускаемся вниз. Даже приседаем с помощью стенки. Ему раньше не удавалось даже приседать, не держась ни за что руками – он сразу падал.

Прошел год, и сейчас ребенок уже привык ко мне, и наши с ним тренировки уже никак не отличаются от тренировок с другими детьми. Теперь наши занятия длятся уже целый час – это и разминка, и траверс, и трассы. Он увеличил количество трасс: мы начинали с одной стенки, потом с одной трассы за тренировку, и то он не мог пролезть ее до конца. Теперь у него полноценные тренировки – он пролазит 6 трасс за занятие. И у всех трасс разная сложность, на каждой из них разные зацепки, каждая длиной 11-12 метров. Я думаю, что в следующем году мы уже будем работать по маршрутам, где нужно не просто залезть и спуститься.

- В каких случаях детям стоит заниматься с тренерами индивидуально, а не в составе группы?

- Лично я считаю, что малышам нужны в первую очередь групповые занятия, потому что им интереснее вместе. Они друг за другом подсматривают на занятиях, общаются, могут посоперничать: «Я умею так», «А я умею так». В детстве вместе веселее.

Индивидуальные занятия – инструмент, полезный для начинающих, чтобы нагнать остальную группу. Когда дети занимаются в группе, тренер не может уделять внимание только кому-то одному. А благодаря индивидуальным тренировкам во время первых занятий ребенок не будет чувствовать себя слабым, не будет мучиться оттого, что он что-то не знает. Достаточно просто несколько занятий индивидуально поработать с ним, чтобы он понял, что от него требуется. И потом можно сразу приступать к тренировкам в группе.

- На индивидуальных занятиях тоже есть программа тренировки, или она адаптируется под человека?

- Все занятия идут по одной программе. Индивидуальные тренировки так же, как и групповые, состоят из нескольких частей. Сначала идет разминка – она включает в себя отжимания, подтягивания и остальной комплекс упражнений для ОФП (общей физической подготовки). Потом ребенок лазает трассы, а в конце тренировки проводится заминка – в нее обычно входит растяжка или упражнения для СФП (специальной физической подготовки).

- Как часто малышам надо ходить на занятия, чтобы был прогресс?

- Дошколятам достаточно заниматься два раза в неделю. Потом, в начальной школе, число занятий лучше увеличить до 4-х в неделю.

- Мария Анатольевна, скажите, были ли на ваших занятиях дети, которым в итоге не понравилось заниматься скалолазанием?

- У меня таких не было. Даже если у них не всё получается, им всё равно нравится. Может быть, из-за атмосферы – у меня детки маленькие, все вместе играют в игры, лазают, всем весело. Можно и поиграть, и позаниматься, и пообщаться. Летом я разрешаю брать на занятия игрушки: мы их усаживаем вместе в сторонке, и они не мешают детям заниматься, и при этом помогают малышам настроиться.
Все мои дети дружат между собой, они ждут начала каждой тренировки. Они радуются, когда у них получается выполнить сложное упражнение, пролезть трудную трассу – сделать то, что раньше не удавалось. И я радуюсь вместе с ними.

Запишитесь на
занятие!

Занятие проводится в группе с начальным уровнем физической подготовки

Ваше имя
Ваш телефон
Ваш эл. адрес
Дата рождения ребенка

Стоимость занятия:

в будние дни – 1000 р.

в выходные дни – 1100 р.

Снаряжение оплачивается отдельно.

Подтвердите, что Вы не робот

Подтверждением записи на занятие является звонок от наших администраторов.

Задайте нам вопрос

Ваше имя
Ваш телефон
Ваш эл. адрес
Ваш вопрос
Подтвердите, что Вы не робот